Главное меню
Классическая проза
Уильям Фолкнер
(William Faulkner )
(1897-1962)
Главная arrow Статьи arrow А. Старцев. Трилогия Уильяма Фолкнера. Часть II

А. Старцев. Трилогия Уильяма Фолкнера. Часть II

Трилогия Фолкнера посвящена социальному возвышению семейства Сноупсов, американцев-южан, историю которых писатель начинает с 90-х годов прошлого столетия (а если считать эпизодические экскурсы в прошлое, то даже с конца гражданской войны Севера и Юга) и доводит до второй половины 1940-х годов. Прежде чем начать говорить о Сноупсах, следует сделать вводное замечание.
История семьи Сноупсов входит в состав еще более обширной "саги" о
людях и судьбах американского Юга, которую Фолкнер разрабатывает почти что с
самого начала своей писательской деятельности (начиная с третьего своего
романа "Сарторис" (1929). Эта "сага" развертывается по преимуществу в
пределах созданного фантазией художника Иокнапатофского округа,
расположенного где-то в северной части штата Миссисипи - в главном городе
округа Джефферсоне, в прилегающих поселках и деревушках. Округ населен
созданными Фолкнером персонажами: имущими - потомками бывших плантаторских
семейств, торговцами, капиталистами и неимущими - белыми и неграми - главным
образом фермерами-издольщиками, дровосеками, ремесленниками; индустрии в
этом аграрном округе почти нет. Обращаясь к более далекому прошлому, Фолкнер
пишет и об индейцах, изначальных хозяевах этих мест (самое название округа
Йокнапатофа восходит к географическим названиям индейцев), у которых белые
колонисты силой или хитростью отобрали их земли.
Этот мирок отнюдь не сказочный, а в значительной мере сколок с родных
мест самого художника, отражает в целом социальную структуру американского
Юга и разработан Фолкнером до деталей. История Сарторисов, Компсонов, де
Спейнов, Маккаслинов, Сноупсов прослежена им на протяжении нескольких
поколений. По упомянутой уже "неприязни" к временной последовательности или
же намеренно разнообразя свою задачу хроникера, он пренебрегает хронологией:
то обращается к основателям своих династий, то выдает замуж чью-нибудь
правнучку столетием позже, то рисует Юг в эпоху гражданской войны. Выход
Сноупсов на авансцену в последний период творчества Фолкнера надо
рассматривать как очевидный признак того, что писатель стал внимательнее
прислушиваться к зову времени. Сноупсы изо всех героев Фолкнера полнее всего
представляют сегодняшнюю Америку; это - семейство американцев-южан, наиболее
связанное с капиталистическим развитием Юга и как бы воплотившее в себе все
разрушительные, аморальные, античеловеческие стороны капиталистической
цивилизации.
Творческая история трилогии довольно сложна. Первые упоминания о
Сноупсах и даже отдельные, специально им посвященные этюды появляются в
книгах Фолкнера задолго до выхода "Деревушки". Не все первоначально
обозначившиеся характеры последовательно разработаны у него в дальнейшем, не
все коллизии завершены. И тем не менее трилогия и в основном замысле, и в
сюжетном развитии представляет собой единое целое.
Итак, Сноупсы. В конце 1890-х годов они появляются во Французовой
Балке, крохотной деревушке, неподалеку от Джефферсона, и быстро переходят в
наступление. Французовой Балкой безраздельно владеет старый Билл Уорнер,
деревенский богач, прибравший к рукам всю округу. Ему принадлежат лучшие
земли. Он же управляет экономическими центрами, от которых зависит
жизнедеятельность деревни: лавкой, хлопкоочистительной машиной, мельницей,
кузней. Он - школьный попечитель, мировой судья, местный политический
"босс", посылающий кого ему вздумается в законодательные учреждения штата и
на любые другие должности.
Сноупсы вторгаются в маленькую империю Уорнера. Они приходят нищие и
арендуют у него ферму. Потом выделяют из своей среды малопримечательного по
внешности человека, с "широким плоским лицом, мутными, цвета болотной воды,
глазами и носом крохотным и хищным, как клюв маленького ястреба" - Флема
Сноупса, который тихо и методично начинает прогрызать оборону Уорнера, пока
не оказывается победителем.
Желая поладить со Сноупсами, Уорнеры берут Флема приказчиком в лавку.
Он делается главным помощником и правой рукой своих хозяев, и вскоре
разносится слух, что у приказчика в лавке Уорнера можно получить в долг
любую сумму от двадцати пяти центов до десяти долларов, если только заемщик
согласен как следует уплатить за ссуду. От ростовщичества Флем переходит к
более смелым финансовым операциям. Он напускает на деревню своих родичей,
"хищное племя Сноупсов" и, опираясь на них, как на лазутчиков в крепости
врага, начинает под самым носом у Уорнера присваивать себе его привилегию и
прерогативу - стричь фермеров в свою пользу.
С самого начала возвышения Флема им заинтересовывается В. К. Рэтлиф,
житель Джефферсона и постоянный гость Французовой Балки, разъездной
торговец, агент по продаже швейных машин, которому в трилогии Фолкнера
отведено важное место не только как участнику событий, но и как одному из
авторитетнейших их комментаторов, во многом близкому к точке зрения самого
автора. Рэтлиф первым усматривает во Флеме Сноупсе опасную и грозную силу.
Он становится добровольным наблюдателем и сыщиком, неотступно следящим за
каждым новым шагом Флема, пытается хитроумно парировать его захватнические
действия, подчас пробует вступать с ним в борьбу.
В чем тайна успеха Флема? В том, что в этом захолустном мирке, где
эксплуатация человека еще окружена неразберихой социальных и моральных
пережитков, сохранившихся со времен плантаторства и гражданской войны Севера
и Юга, он, Флем Сноупс, воплощает во всей полноте принцип капиталистической
наживы и представляет собой, следовательно, более совершенный инструмент
экономической агрессии. Это ясно не только Рэтлифу, но и "старому пирату"
Уорнеру, пользующемуся услугами Флема, но испытывающему одновременно страх
перед его ненасытностью. "Так вы думаете, этот кот не подавится простым
куском печенки?" - хмуро спрашивает он Рэтлифа.
Следующий шаг Флема - женитьба на дочери Уорнера. Юла Уорнер, красавица
и предмет вожделений местных женихов, беременеет от заезжего человека, и
старый Уорнер, чтобы "покрыть грех" дочери, выдает ее за Флема; как
выясняется далее, эта сделка носит чисто финансовый характер, ибо Флем
импотент и рассматривает свой брак лишь как одну из ступеней своего
экономического возвышения.
Победы Флема обескураживают Рэтлифа. Его контратаки по большей части
оказываются малоуспешными. Под конец он сам становится жертвой довольно
примитивной коммерческой хитрости Флема и теряет в его пользу свой пай в
маленьком ресторанчике в Джефферсоне, невольно содействуя таким образом
развитию экономического наступления Флема па более широком плацдарме.
Интерлюдия в конце второй части "Деревушки", где изображено посещение
Флемом преисподней и конечная капитуляция перед ним самого Князя тьмы,
Сатаны, несмотря на юмористические нотки, показывает упадок духа Рэтлифа,
отступление его перед Сноупсами. Роман заканчивается отъездом Флема в
Джефферсон. Как резюмируется в: следующем томе трилогии, "он уже ощипал
догола и дядю Билла Уорнера, и всю Французову Балку и должен был искать
новое пастбище".
Действие "Города" начинается с "первого лета" Флема Сноупса в отбитом у
Рэтлифа ресторанчике и кончается через восемнадцать лет самоубийством Юлы и
полным воцарением Сноупса в Джефферсоне в качестве президента
Торгово-Земледельческого банка и пресвитера баптистской церкви.
Вскоре после переезда Флема в Джефферсон Юла становится любовницей мэра
города Манфреда де Спейна, потомка плантаторской фамилии, приспособившейся к
новым временам; он вице-президент банка, во главе которого стоит другой
представитель бывшей плантаторской аристократии полковник Сарторис. Юла и де
Спейн связаны сильным взаимным чувством; их отношения известны в городе;
однако местные моралисты не решаются открыто осуждать любовников, "ибо их
разоблачение угрожало бы репутации и платежеспособности банка", как ядовито
острит Рэтлиф. Что касается Флема, то он рассматривает страсть своей
изменившей жены как прибыльное помещение капитала; он извлекает из
создавшегося положения прямые материальные выгоды, а кроме того, связывает с
ним некоторые далеко идущие, тайно вынашиваемые планы.
Когда умирает полковник Сарторис и де Спейн становится президентом
банка, Флем занимает его место вице-президента. Он меняет свою серую кепочку
на более респектабельную черную "плантаторскую" шляпу и на долгие годы
погружается в тщательное изучение движения денег по финансовым каналам,
соединяющим заложенные и перезаложенные крестьянские фермы с банковскими
сейфами в Джефферсоне.
И в Джефферсоне, как это было во Французовой Балке, деятельность Флема
и прочих Сноупсов (вторжение которых в город рассказчики сравнивают с
нашествием змей или тигров) находится под тщательным наблюдением его
противников. Помимо В. К. Рэтлифа, в борьбу включается Гэвин Стивене,
молодой юрист из респектабельного семейства, сын окружного прокурора, в
дальнейшем и сам вступающий на этот пост. Стивене - образованный человек,
интеллигент, "тонкокожий" - по насмешливому определению его друга Рэтлифа.
Тот же Рэтлиф дружески-иронически говорит, что Стивенсу "потребовалось
получить звание магистра искусств в Гарвардском университете и диплом
доктора философии в Гейдельберге, чтобы справиться с обыкновенными
нормальными жителями Йокнапатофского округа". Когда Стивене уезжает на
несколько лет в Европу, он поручает Рэтлифу "держать форт" и "нести Крест".
Форт - это Джефферсон, крест - это Флем и прочие Сноупсы. Помощником Рэтлифа
и Стивенса выступает также Чарльз Маллисон, или Чик, племянник Стивенса,
растущий под сильным его влиянием. Хотя по молодости лет он не может играть
активной роли в событиях, он посредник между Стивенсом, Рэтлифом и другими
героями разворачивающейся драмы, усердный слушатель рассказов своего дяди и
Рэтлифа, собиратель вместе с ними обвинительного материала против Сноупсов,
того, что Стивене именует "сноупслором".
Попытки Стивенса бороться с Флемом во многом ограничены тем, что он
любит Юлу. Хотя он не может надеяться на ответную любовь Юлы, он дрожит за
ее участь в руках Флема и предан ее интересам. Флем расчетливо эксплуатирует
чувство Стивенса к своей жене (так же как в дальнейшем тревогу Стивенса и
Рэтлифа за судьбу дочери Юлы, Линды).
Парализовав противников и выждав время, Флем Сноупс осуществляет свой
коронный план - захват банка. Он нарушает длившийся восемнадцать лет
молчаливый договор; предъявляет - как просроченный вексель - тайну
незаконной связи своей жены с президентом банка; требует либо "уплаты по
векселю", разрыва жены с любовником, либо президентства в банке. Де Спейн
отказывается пойти на компромисс, и Флему достаются оба приза. Юла, чтобы
спасти дочь от общественного скандала, кончает с собой, де Спейн покидает
город; Флем садится в президентское кресло.
Таким образом "Город", как и "Деревушка", кончается торжеством Флема и
поражением его противников. "Форт" пал, как ни старательно они держали
оборону. Где не хватило доброй воли и незаурядной проницательности Рэтлифа,
не пригодились и университетские дипломы Стивенса. Причем, на этот раз Флем
торжествует не только как преуспевающий делец, но так же и как
"добропорядочный" бюргер, отстаивающий свою честь и основы общественной
морали от распущенного аристократа и неверной жены. "Теперь, - резюмирует
общественное мнение Джефферсона Чарльз Маллисон, - они простили миссис
Сноупс за то, что она тяжко грешила восемнадцать лет подряд... Если бы она
не была великой грешницей перед богом, то не дошла бы до того часа, когда ей
пришлось пойти на смерть, чтобы дочь ее могла считать свою мать просто
самоубийцей, но не распутницей".
Не давая Юле даже в смерти обрести свободу, Флем водружает на ее могиле
памятник со следующей, им самим выбранной эпитафией: "Добродетельная жена -
венец супругу. Дети растут, благословляя ее".
Действие трилогии, в заключительном томе, "Особняке", захватывает
1930-е и 1940-е годы и кончается смертью Флема Сноупса, застреленного в
собственном доме.
Дом этот, дающий название роману, бывший родовой особняк де Спейнов, в
котором Флем устраивается на жительство, как бы демонстрируя тем
экономическое и социальное могущество, достигнутое им в Джефферсоне.
"...впервые почти за двадцать лет в Джефферсоне и во всем Йокнапатофском
округе настало что-то вроде штиля по части Сноупсов, - комментирует главный
хроникер событий В. К. Рэтлиф, - ... даже Флем как будто был удовлетворен:
наконец-то он сел в то самое кресло, где сидели все президенты
Торгово-Земледельческого банка с тех самых пор, как первый президент,
полковник Сарторис, основал этот банк двадцать с чем-то лет назад, а кроме
того, он жил в том самом доме, где родился второй президент банка, так что
теперь, когда он запирал в сейф банковские деньги и шел домой, ему ничего
другого не оставалось, как жить в спокойствии и одиночестве, в тишине и
довольстве..."
Однако мирный прогноз Рэтлифа не оправдывается. Готовятся грозные
события. Писатель сталкивает Флема с его жертвами, от лица которых, без их
ведома и даже сам того не сознавая, выступает "маленький, хрупкий с виду,
почти бесплотный человечек в заплатанном вылинявшем комбинезоне", темный и
нищий фермер, одержимый одним-единственным всепоглощающим желанием убить
Флема.
Убийца Флема - тоже Сноупс, его дальний родич Минк. Смертельная
ненависть Минка к Флему лишь по внешности выражает драму разорванных
патриархальных связей и кровной мести. Минк и Флем стоят на двух
противоположных социальных полюсах, и подлинная история их антагонизма может
быть прочитана лишь в бухгалтерских книгах Торгово-Земледельческого банка.
Линию Минка в трилогии следует рассмотреть особо в связи с темой
эксплуатируемого парода у Фолкнера.
История неотвратимо надвигающегося убийства Флема развертывается в
"Особняке" на фоне событий, исторически противостоящих всему, что связано с
его могуществом и торжеством. Фолкнер вводит в роман тему коммунистов и
насыщает повествование общественно-политическими мотивами.
Дочь погибшей Юлы, Линда, откупившись от Флема завещанными ей матерью
деньгами, уезжает из джефферсонского захолустья в Нью-Йорк, выходит там
замуж за скульптора-коммуниста, становится коммунисткой сама, вместе с мужем
участвует в антифашистской войне в Испании. В канун мировой войны 1941-1945
годов она возвращается в Джефферсон, потеряв любимого мужа, павшего в бою,
контуженная, оглохшая, надломленная горем, но непоколебимая в своих
убеждениях. Фолкнер кратко рассказывает, как Линда пытается вести
политическую и просветительскую работу в Джефферсоне, как она подвергается
нападкам реакционных антикоммунистических, куклуксклановских элементов.
Следует заметить, что на страницах трилогии Джефферсон не показан в
наиболее мрачных своих проявлениях. Однако в других романах "йокнапатофского
цикла" по тихим улочкам этого уютного городка не раз проносится озверелая
толпа линчевателей.
Когда США вступает в войну на стороне антигитлеровской коалиции, Линда
нанимается клепальщицей на военную верфь, чтобы "строить транспорты для
России". Линия Линды неотрывна от темы коммунистов у Фолкнера и тоже должна
быть рассмотрена особо.
Смертью Флема и отъездом Линды из Джефферсона действие трилогии
заканчивается. Однако - хоть Фолкнер и пишет в предисловии к "Особняку", что
прощается в нем со Сноупсами, - он далек от мысли, что пуля Минка завершает
эту драму американской жизни. В сцене похорон Флема он зорко выделяет в
толпе новых Споупсов, которые выдают себя чем-то хищным в выражении лица.
"Они похожи на волков, которые пришли взглянуть на капкан, где погиб
волк покрупнее, волк-вождь, волк-главарь..."
Сноупсы не побеждены.
 

Фотогалерея

Статьи


Американский романист и новеллист Уильям Катберт Фолкнер родился в Нью-Олбани (штат Миссисипи). Он был старшим из четырех сыновей управляющего делами университета Марри Чарлза Фолкнера и Мод (Батлер) ...


Я думаю, что этой премией награжден не я, как частное лицо, но мой труд - труд всей моей жизни, творимый в муках и поте человеческого духа, труд осуществляемый не ради славы и, уж конечно, не ради д...


Умерший в сентябре 1962 года в возрасте шестидесяти пяти лет Уильям Фолкнер принадлежит к видным мастерам новой американской прозы, которая стала известна в Европе с 1920-х годов и в 1930-х годах по...


Трилогия Фолкнера посвящена социальному возвышению семейства Сноупсов, американцев-южан, историю которых писатель начинает с 90-х годов прошлого столетия (а если считать эпизодические экскурсы в про...


Фолкнер не раз в своих романах и рассказах обращается к йокнапатофским "мужикам". Но только в трилогии он пытается осмыслить их  судьбу в связи с общими тенденциями американской жизни...


В своих романах о Сноупсах Фолкнер вынашивает определение "сноупсизма" или "сноупсовщины" как комплекса агрессивных  разрушительных сил в американской жизни. "Сноупсовщ...


В родном городе выдающегося американского писателя Уильяма Фолкнера - Оксфорде любят рассказывать про своего великого земляка анекдоты. Вот один из них. Получив как-то из продуктовой лавки счет, писат...

Очерк творчества писателя


Открывая едва ли не любой из фолкнеровских романов, сразу ощущаешь, что попал в страну обширную, значительную, богатую, в  страну, живущую предельно напряженной жизнью, страну, проблемы которой...


О начале своей литературной карьеры Фолкнер вспоминал по-разному. Наиболее популярен его рассказ о том, как, встретившись в 1925 году в Новом Орлеане со знаменитым уже тогда Шервудом Андерсоном и по...


Европа не только оттолкнула Фолкнера -- она и напугала его. Он обнаружил в ней душевный надлом, крах, кризис. В этой обстановке только еще сильнее обострились воспоминания о родных краях, о мирном у...


В незаконченной своей книге "Там, за холмами" младший современник Фолкнера, Томас Вулф писал: "Странным образом война (Гражданская.-- Н. А.) из дела оконченного и забытого, ушедшего в...


С тех пор, как в 1750 году Жан-Жак Руссо опубликовал трактат "О влиянии искусства и науки на нравы", проблема соотношения прогресса технического и прогресса этического вновь и вновь встает ...


Романы Фолкнера часто называют экспериментальными, имея в виду их необычную, странную форму. Это, конечно, прежде всего бросается в глаза. Но только ставил он эксперимент куда более ответственный и ...


Творчество Уильяма Фолкнера -- постоянно движущаяся система. Остановок, законченности сделанного он не знал. И все-таки последнее двадцатилетие литературной работы отмечено, хоть и не вполне решител...

Доктор Мартино и другие рассказы
Трилогия о Сноупсах
Поиск по сайту
Поиск по книгам:


Голосование
Что не хватает на нашем сайте?

ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск